Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Забронировать билеты Литературные моноспектакли
Театральный сквер  
главная /  пресса


 Драматический театр — сезон длиною в 85 лет 

Юбилейный 85-й сезон в драматическом театре Комсомольска-на-Амуре откроется в конце октября спектаклем «Дама с камелиями», созданным на основе одноименного романа Александра Дюма (сына). Поставит его приглашенный режиссер из Санкт-Петербурга Ярослав Морозов.
— У нас есть определенные мысли по поводу постановки, определенные вещи, которые мы хотим попробовать, — рассказал Ярослав Морозов. — Это живой, кипучий процесс создания спектакля! Я бы не назвал данную постановку полностью классической, но и сказать, что она осовременена, что классик в ней «убит» окончательно, тоже нельзя. Хочется, чтобы зрители прожили эту историю вместе с нами в течение этих двух часов, пока будет длиться действие на сцене.
По мнению Ярослава Морозова, спектакль «Дама с камелиями» является одним из лучших образцов мелодрамы. Вдобавок постановка обещает поразить масштабными декорациями и яркими костюмами.
Премьера постановки «Дама с камелиями» состоится 26 октября на большой сцене драматического театра.
Театральная ночь
Вторая в истории Комсомольска-на-Амуре новогодняя ночь была особенной — театральной. В клубе им. 16-й годовщины Октября давали «Чапаева». Это было именно ночью 1 января 1934 года.
Тогда Новый год еще не отмечали так массово и с размахом. Советская власть с подозрением смотрела на разные «буржуазные штучки». Поэтому постановка на театральных подмостках романа Фурманова была самым главным событием для совсем еще юного города и его жителей.
Вот только театр и его актеры были не простыми. Спектакль шел в клубе Дальлага, входившего в систему ГУЛАГа. Здание центра тогдашней культурной жизни всего Комсомольска было построено в 1933 году на улице Гаражной, когда в город начали массово доставлять заключенных. И здесь, на Гаражной, образовался целый лагерный городок, один из многих в Комсомольске.
Летом 1933 года в город прибыла целая группа репрессированных актеров: А. Алексеев, М. Карликовский, А. Муянов. С ними - П. А. Вознесенский, художественный руководитель одного из театров страны (был арестован 27 марта 1933 года по статьям 58-7 и 58-13). Это и был костяк первого состава театра. Ведущей его актрисой была Е. А. Шаповалова, жена П. А. Вознесенского — числилась вольнонаемной.
В 1936 году клуб и театр были переданы военным — тресту-корпусу, прибывшему в Комсомольск в 1933-1934 годах. Его бойцы и командиры построили в городе много социальных и промышленных объектов. А в 1940 году театр стал чисто гражданским.
В Доме с Красной армией
Дом культуры «Строитель» был, между прочим, одним из родных домов комсомольского драматического театра. Здесь он работал с марта 1942 по ноябрь 1944 года. В те годы здание принадлежало военному ведомству, и называлось — Дом Красной армии. Оно было построено в 1939 году красноармейцами военно-строительного корпуса, по проекту проектной мастерской Моссовета.
В Дом Красной армии театр переехал с улицы Гаражной, где базировался в клубе КВСЧ (корпус военно-строительных частей). До 1936 года клуб, как и сам театр, были составной частью 4-го отделения Дальлага, входившего в систему ГУЛАГа.
В том же, 1936, году клуб-театр был передан военным строителям, а в 1940 году театр стал «чисто» гражданским.
В 1944 году театр переехал в только что открывшейся Дворец культуры судостроителей, где он и жил до 1982 года, когда к 50-летию Комсомольска было сдано новое, отдельное здание театра. А Дом культуры «Строитель» в 1949 году был передан стройтресту № 6.
«Театральная весна»
В 70-е годы актеры Комсо­моль­ского-на-Амуре театра драмы принимали участие в ежегодном краевом конкурсе «Театральная весна». И вот в 1971 году лауреатом этого конкурса стала артистка В. З. Ячменева, исполнявшая роли Марии в спектакле по одноименной пьесе А. Салынского и Джоан в «Кругах ада» А. Насибова.
В 1977 году актриса вторично стала лауреатом конкурса за исполнение роли Юлии в спектакле по пьесе А. Арбузова «В этом милом старом доме». В 1973 году за исполнение роли Счастливцева в спектакле по пьесе А. Островского «Лес», поставленного Е. Беловым к 150-летию автора, В. К. Волков становится также лауреатом конкурса «Театральная весна».
Значительное место в репертуаре театра 70-х годов принадлежало пьесам военной тематики. На сцене Комсомольского драмтеатра тогда играли «Зимнюю балладу» А. Вейцлера и А. Мишарина (постановка В. Барского, 1971), «А зори здесь тихие» Б. Васильева (постановка Е. Белова, 1972), «В списках не значился» (постановка Г. Малышева, 1978).
Целый ряд спектаклей затрагивал проблему нравственных исканий человека, темы личной жизни, любви: «Энергичные люди» В. Шукшина (постановка Н. Емельянова, 1975), «Гнездо глухаря» В. Розова (постановка Е. Звеняцкого).
В 1984 году этот спектакль в постановке Е. Звеняцкого был отмечен дипломом на Всероссийском фестивале драматургии.
Эх, раз и 100 раз
В 1951 году театр принял участие в первом туре Всесоюзного конкурса спектаклей современной тематики, представив на суд жюри три спектакля: «Счастье» П. Павленко (первое место), «Московский характер» А. Софронова (второе место) и «Раскинулось море широко» Вс. Вишневского, А. Крона и В. Азарова.
В 1954 году главным режиссером театра назначили Е. Н. Белова. Он первым в стране поставил спектакль по пьесе А. Толстого «Мракобесы» на сцене Комсомольского-на-Амуре театра драмы. В 1956 году Е. Н. Белов берет к постановке «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского и «С новым счастьем!» по пьесе М. Светлова, которые явились поворотным пунктом в судьбе театра. Оба спектакля удостоены дипломов первой степени на Всесоюзном фестивале театров и музыкальных коллективов в 1957 году.
Много острых социальных проблем стояло перед молодежью 60-х годов. Театр откликнулся на них спектаклями «Иркутская история» А. Арбузова (постановка Е. Белова), который был признан лучшим спектаклем 1960-61 годов, «Четыре креста на солнце» А. Делендика (постановка В. Яковлева), «Рассудите нас, люди» и «Спокойных не будет» А. Андреева (постановка В. Барского).
В целом 60-е годы явились на редкость плодотворными для коллектива театра: 60 раз прошел спектакль «Перебежчик» по пьесе А. и П. Тур, где главную роль немецкого офицера Вальтера Шеринга, решительно порвавшего с нацизмом, исполнил сам режиссер В. Барский. 75 постановок выдержал «Щит и меч» В. Кожевникова (постановка Е. Белова) с бессменными исполнителями ролей - артистами А. Исаевым и Г. Родионовым. Сто раз прошла на сцене театра «Дженни Герхард» по роману Т. Драйзера (постановка Е. Белова), и все сто раз выходили к зрителям исполнители ролей Лестера Кайна — артист В. Уменушкин, миссис Стендл — артистка Г. Космачевская.