Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Литературные моноспектакли
главная /  пресса


"Молодая кровь искусства"

В ночь с 1 на 2 января драматическому театру города исполняется 70 лет. Срок немалый. За годы существования театра комсомольчане смогли познакомиться с прекрасными постановками знаменитых во всем мире пьес. Не одно поколение зрителей и актеров воспитал наш театр. Что же происходит сегодня в закулисье старейшего театрального зала, какие изменения там происходят?
Принято считать, что актёрская профессия не прибыльна. Я не имею ввиду тех звёзд, кто блистает на подмостках столичных театров. Я веду речь об актёрах провинциальных театров. Им, дарящим нам с вами радость и заставляющих задуматься сегодня, не слишком сладко живется.
Тем не менее, в театр приходит молодежь, привнося в него оживление и новые традиции, продолжая дело старших коллег.
Почему приходят именно в театр, спросите Вы? Ведь, выступая на сцене много денег не заработаешь. Намного прибыльнее выучиться на программиста, менеджера, стать, наконец, предпринимателем. И денег больше и нервов меньше. Причины прихода в театр самые разные. Но лучше спросить об этих причинах самих молодых актёров.
Знакомьтесь: мои сегодняшние собеседники — актёры городского драматического театра Ксения Лелькина и Андрей Якушев.
Андрей Якушев родился на Сахалине, в городе Углегорск. Он признался, что никогда в жизни не планировал стать актёром и играть в театре. Но, с малых лет, чтобы занять себя чем-то полезными и продуктивным, а не слоняться по улицам и не попасть в одну из многочисленных подростковых группировок, которых на Сахалине в избытке, занимался в разного рода кружках. Была и музыкальная школа, и кружок вокального пения. Был солистом духового оркестра, часто ездил на гастроли. Когда же встал выбор, куда поступать после школы, какой вуз выбрать, оказалось, что не каждый в России может поступать туда, куда он хочет. Все решают финансы, которые в достаточном количестве, как известно, имеют только олигархи. Поэтому выбор пал на горный техникум, юридический факультет — и цены приемлемые и с правоведением Андрей, что называется на "ты". Экзамены были сданы удачно, и абитуриент уже был готов постигать азы права... Но, оценив перспективу своего профиля в Углегорске, Андрей оставил техникум в тылу и поехал Южно-Сахалинск. Куда он ехал, он сам не знал. Оценки в аттестате по естественным наукам не радовали, и хорошей альтернативой оказался театральный колледж. Вокального направления в колледже не оказалось, и Андрей поступил на актёрское отделение. Потом, по прошествии некоторого времени, он осознал, что никуда, кроме как в театр он и не стремился. Может быть, так ему только казалось: театр имеет свойство затягивать, увлекать, и оторваться потом уже очень сложно. Но, тем не менее, сегодня он играет на сцене драматического театра и рад этому сам и радует своей игрой зрителя.
Ксения Лелькина, дочь актёрской семьи или же дочь всего театра... В общем, ребёнок театральный — детство за кулисами. Отец — Леонид Лелькин, актер драматического театра — никогда не старался "заразить" дочь своей профессией. Хотя и рекомендовал посещать репетиции, наблюдать.
Но Ксения не видела себя актрисой: — Характер у меня не подарочный.
Когда от меня требовали и свое время показать зайчика, я возмущалась: "Какого зайчика!? Как я вообще могу ЭТО показать!?".
Тем не менее, поступила во Владивостокскую академию искусств. Там с "зайчиками" дело наладилось. Когда после вступительных экзаменов вернулась домой, то еще не осознавала всего произошедшего. Тем не менее, когда друзья спрашивали куда я поступила, то с нескрываемой гордостью отвечала: "В театральный! Актриса!"
.
"Втянуло" — иного слова подобрать нельзя, да и, наверное, не нужно. Театр, повторюсь, вещь заразная: один раз попробуешь, понравиться и считай пропал, погиб и ничто тебя не заставит уже смотреть на окружающий мир по иному, нежели как по-актёрски, по-театральному. И сцена тебя уже не отпустит.
— Каково это — быть сегодня актером?
Если у тебя есть ремесло,— считает Андрей,— то ты должен зарабатывать им, как только можешь, всеми допустимыми способами. А у актёрской профессии спектр огромный. Конечно, в театре много денег не заработаешь, но я считаю, что профессия актера в наше время достаточно престижна.
Приятно осознавать, что очень много людей сегодня посещают театры. Ты видишь своих сверстников, которые после спектаклей пытаются добраться до сути увиденного, разобраться. И рассуждают они не "на пальцах", а грамотно, жизненно. И молодежь идет в театр не потому что это нужно "для галочки". Нет, им интересно! Им интересно разобраться в себе. Театр помогает и самому актёру решить многие жизненные проблемы. Часто бывает так, что не можешь найти ответ, решение того или иного вопроса. И вдруг тебе попадается роль, и твой герой решает схожие проблемы.
— Ваши дальнейшие планы?
Когда я заканчивала обучение, — говорит Ксения, — я не знала, куда я поеду, где буду работать. Комсомольск — это было как бы само собой разумеющееся. А дальнейших планов я пока стараюсь не строить. Мне часто пишут однокурсники из Владивостока и те, что уехали в Москву. Во Владивостоке особых проблем нет, а вот в Москве... Они ходят по театрам, показываются. Им отказывают, или берут на испытательный срок. Таких как мы, провинциалов, в Москве очень много, и все стараются пробиться. Поэтому конкуренция там бешеная. Здесь помочь может только настырность: тогда ты возможно пробьешься. За собой я такой черты характера не замечала. Я еще не готова к Москве или к другим большим городам.
Я не стараюсь ограничиваться только актёрской профессией, —делиться планами Андрей. — Собираюсь учиться дальше, овладеть профессией режиссёра. Режиссёра кино. Мне интересна эта профессия, и у меня есть некоторый опыт, поэтому хочется идти дальше.
Хочется верить, что не у актёров есть планы на Россию, а у страны есть виды на актёров, на людей культуры в целом. Чтобы периферийные театры не были просто "хорошими периферийными театрами", а были "тоже театрами", наравне с театрами Центральной России. Ведь театр и актёры сегодня — та единственная отдушина, которая спасает нас от серости (или слишком широкой гаммы цветов) жизни, от политических распрей и катастроф, даря радость и заставляя задуматься. Как никогда театральные залы сегодня полны и ренессанс театрального искусства наступил — об этом можно смело говорить. Но не потому ли, что театр остается сегодня единственным местом, где человек играющий и человек созерцающий искренны и доброжелательны друг к другу?
"Афиша пресс" No44(83)10 ноября —16 ноября 2003 г.
Ян Терехов