Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Литературные моноспектакли
главная /  пресса


"Воздушное созданье"

Нынешний театральный сезон стал восьмым в биографии актрисы Комсомольского-на-Амуре театра драмы Елены Бондарь. Много это или мало? Нам кажется, что мы её знаем давно, а Елена признается, что каждый раз выходит на сцену, будто впервые.
Зритель видел Елену на сцене в ролях обворожительных юных женщин — в "Сильвии", "Гарнире по-французски", в "Шуме за сценой", в "Сиреневом платье Валентины" и других комедиях и мелодрамах, коими так богат репертуар нашего театра. Радиослушатель знаком с голосом Лены по эфирам Русского радио, телезритель знает ее как ведущую программы "Своими глазами", что выходит на канале СТС и держит нас в курсе всего, что происходит хорошего в нашем городе.
Казалось бы, и опыт уже есть, и поклонники появились не вчера... А для актрисы, получается, все только начинается.
— Леночка, общаясь с актёрами, все пытаюсь понять природу актёрства, приоткрыть завесу тайны — отчего эти, такие непонятные для меня люди, посвящают свою жизнь перевоплощениям в других людей?
— И никто этого не знает. Я пока тоже не до конца поняла, если честно.
— Ну, врождённое это свойство человеческой натуры или этому можно научиться? Четыре года учат артистов в Хабаровском институте искусств и культуры?
— И за эти четыре года неоднократно я слышала от учителей, что научить этой профессии вообще нельзя. Вот у Зиновия Герда не было актёрского образования, и что? Кто осмелится величайшего актёра в этом упрекнуть? Образование дает понятия о путях достижения целей, а пройти этот путь должен ты сам. Так что актёр навечно обречен: учиться, жить в декорациях, и каждый вечер носить чужое имя.
— Как складываются твои отношения с режиссёрами?
— Необходимость актёрской профессии — наличие своего взгляда на материал, собственного мнения, своего ракурса. Раньше мне казалось, что нужно гнуть свою линию во что бы то ни стало, внутренне сопротивляясь изо всех сил. Сейчас, слава Богу, уже так не думаю. Мы должны быть заодно.
— Ты согласна с тем, что актёр — пластилин, из которого режиссёр лепит все, что ему надо?
— Нет, пластилин ведь не мыслящая субстанция. Исполняя волю режиссёра, ты не просто подчиняешься ему, нет, ты вместе с ним воплощаешь то, что он задумал. И размышляешь вместе с ним. Сколько было примеров — вроде, и делает актёр всё, как его просят, но ничего не не выходит. Потому что сквозь себя не пропускает, не осмысливает...
— То есть актёр способствует рождению режиссёрского замысла. И кто из актрис для тебя — ориентир?
— Очень люблю Гундареву, Неелову, Ахеджакову. Вупи Голдберг вызывает мое восхищение тем, что при своих внешних данных — а сама она себя называет коричневой кобылой — настолько мощным обаянием обладает, что всегда воспринимается, как красавица. Я читала, на съемках фильма "Привидения" Патрик Суэйзи именно ей оказывал знаки внимания, а не Деми Мур. Меня восхищают такие женщины с перчинкой, с шармом, с чертовщинкой.
— Как думаешь, в тебе есть эта чертовщинка?
— Может быть. Не было пока случая реализовать ее полностью...
— А какие роли приносят наибольшее удовлетворение?
— Обожаю работать в детских сказках. Я себя так хорошо там чувствую, так свободно и радостно. И не важно, перед детьми выступаешь или перед взрослыми, главное — получается или нет. Если получается всё, как надо, то и взрослому интересно будет сказку смотреть. Хотя адресность, конечно, тоже должна присутствовать. Молодежных спектаклей, к сожалению, пока нет у нас в театре.
— Лена, как стартовал новый сезон? Есть надежда получить главную роль?
— Сезон начался прекрасно. Я сыграла Кикимору — незабываемые впечатления. В "Тихом омуте" Кальдерона с упоением пляшу в массовке, и страшно счастлива. Хоть грибочком, хоть лягушкой, хоть неведомой зверушкой — лишь бы на сцене. Актёр, он ведь судьбу не выбирает, это судьба выбирает актёра.
— Шекспир сказал: "Жизнь — это театр". Кто-то из современных остряков добавил, что иногда — театр военных действий. Как часто приходиться воевать?
— В театре воевать бессмысленно и бесполезно. Если что-то не устраивает, надо либо что-то делать конкретное, либо уходить. Война в театре должна быть стратегическая, без эмоций и слюней.
— Ты согласна с Дэвидом Линчем, когда он говорит: если ты не получаешь удовольствия от своей игры, значит и зритель его не получит?
— Тут очень опасный есть момент. Грань между удовлетворением от работы и самолюбованием настолько тонка и незаметна самому человеку, зато очень хорошо видна из партера, со стороны. Бывает, актёр так сильно себя любит, что буквально выносит себя на сцену как презент. А зритель ничего в итоге не получает. И бывает наоборот, внутренние ощущения актера прямо противоположны впечатлениям публики. Кажется-вот оно, внутренне все прожил, все почувствовал, но...
— до зрителя не донес...
— Да. Как у Моэма в в "Театре", помните? Там героиня-актриса честно жила на сцене, страдала по-настоящему, а ничего не вышло. И только когда тонким актёрским расчётом она поставила всё на места, зал был в восхищении. Это еще раз о непостижимости актёрства. Как это все происходит — это тайна искусства, которую до конца, наверное, и не стоит разгадывать, чтобы не исчезло очарование.
— Все артисты читают Моэма? И вообще, каков ваш, актёрский, круг чтения? Говорят, что вообще актёры читают только свои роли?
— Вот тут я не согласна. Это как спросить: что слесари читают? От человека зависит. Один слесарь, например, будет читать Маринину, а другой — "Фауста" Гёте. И как тут обобщать?
— Ты и вправду встречала слесаря с "Фаустом" в руках?
— Конечно. И не с одним, а сразу с двумя "Фаустами". Он сравнивал переводы Пастернака и Фета.
— И ты не вышла за него замуж?!!
— (Смеется) Да нет, как-то не сложилось. Разошлись во мнениях — я за Пастернака была, а он — за Фета.
— А что ты больше всего ценишь в своих друзьях?
— Люблю и ценю самих друзей, как таковых. Мне везло на людей, подлых и недостойных не попадалось, тут мне грех жаловаться. Было, конечно, всякое, но по мелочи. Хотя разве можно требовать совершенства от кого-то, даже от друзей? Но этого не нужно бояться, у каждого из нас есть свой шкаф со скелетом, чего уж там...
— Самый лучший для тебя момент дня?
— Я такое газообразное состояние вещества... У меня все так изменчиво... Сегодня мне интересно писать, сочинять что-то для эфира, завтра — надеюсь, что прекрасно получиться порепетировать, а послезавтра предстоят любопытные съемки очередного сюжета "Своими глазами"...
— Да, кстати, уже второй год, как ты ведешь эту программу...
— Иногда вдруг, в какой-то счастливый миг, приходит глубокое осознание, что в дежурном, стандартном тексте можно двинуть свой месседж. Люди, будьте друг к другу добрее, например. Или: воспринимайте легче свои неурядицы, живите дальше. А в другой раз всё раздражает, всё как-то грустно. Жизнь, она такая, непостоянная. Она как мячики, которыми жонглирует циркач. Как воздух, который мы не видим, и его как бы нет. Но он есть. И если он исчезнет, все птицы упадут на землю...
— Как ты относишься к людям, которые сидят дома и ноют, что в Комсомольске некуда пойти и нечего делать?
— Таким и в Москве делать будет нечего. А кто-то и в таежной деревне самолёт построит и взлетит. И в нашем городе, хоть он и на болоте, много чего интересного есть, и людей, и событий. Мне нравятся люди увлечённые, с горящими глазами, с планами. Благодаря передаче открыла для себя многое — и туризм, и лыжи, и велосипеды. А сколько интересных людей встречаешь! До того, как на программу пришла, я в музеи не очень часто попадала, если честно. А теперь я начинаю понимать людей, которые получают от этого настоящий кайф, которые здороваются с любимой картиной и плачут при расставании. И я уже знаю, отчего это так.
— Когда, в какой момент ты почувствовала себя по-настоящему самостоятельным, взрослым человеком?
— Взрослым? А я пока не почувствовала...
— Как провела это лето? Сбылось ли что-то, о чем мечталось?
— Лето было рабочим, ведь программа "Своими глазами" должна выходить еженедельно. Ну а в самом конце, в августе, удалось-таки произнести заветное: здравствуй, море!
— А почему так любишь море?
— Потому что в нем живут киты.
"Дальневосточный комсомольск" от 18.11.2009 года.
Татьяна Чанова