Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Литературные моноспектакли
главная /  пресса


"Зал, как единый организм, затаил дыхание, боясь шелохнуться.
Еще бы, ведь на сцене — "ПРИВИДЕНИЯ""

Противостояние человеческой личности и ничтожности окружающей действительности — вот тема, которую заявляет в своей пьесе норвежский драматург Генрик Ибсен (1828-1906), в XX веке ставший властителем дум интеллигенции всего мира. Он был новатором в полном смысле этого слова, например, исключил из своих пьес монологи. Монологи трансформированы в действие, люди в его пьесах, словно сгустки энергии, прорываются к решению проблем.
"Так жить бессмысленно", — герои понимают это прямо при вас, при зрителе, и это по-настоящему захватывающе страшно.
Маленький северный городок под серым небом, постоянным дождем и снегом. Почтенная вдова фру Альвинг открывает приют для сирот имени своего, не менее почтенного супруга камергера Альвинга, чтобы увековечить добрым делом его память. На торжественное открытие приезжает из Парижа ее сын Освальд. Однако очень скоро на поверхность всплывает нелицеприятная правда: оказывается, отец вовсе не был таким уж добропорядочным гражданином, напротив, неисправимым сластолюбцем. Тут и выясняется, почему Освальд не может быть со своей возлюбленной, прелестной горничной Региной. Приют сгорает в пламени праведного огня, пастор Мандерс призывает к соблюдению приличий.
Банальная семейная драма перерастает в вечный спор о том, что важнее — идеалы или правда. Показная благопристойность превращается в ложь, порождающую призраков. Призраки прошлого — грехи отцов, отжившие понятия и устаревшие верования продолжают преследовать героев повествования и настигать — в самый неподходящий для этого момент. И сами эти, пока еще живые, люди уже готовы превратиться в привидения — странно двигающиеся в полутьме, ни к чему уже не способные, погруженные в прозябание, бесстрастные и бесчувственные.
Фру Альвинг в исполнении заслуженной артистки РФ Ирины Барской — женщина волевая и сильная. Но на что употребить эту силу, и кому нужна эта воля? Некого обнять истосковавшимися руками и ничем не помочь единственному сыну. Что может быть ужаснее такой участи?
Пастор Мандерс, страшный в своих скрытых пороках человек, каким его великолепно играет Фёдор Кушнарев, вынужден наблюдать, как рушиться его всю жизнь ретиво хранимый "благопристойный мир", проникнутый "духом порядка" и "законности". Всю жизнь он исполнял свой формальный долг, не думая о душе, и так и останется теперь холодным привидением.
Юная, нервная, нежная Регина (актиса Ксения Лелькина), изнемогая и задыхаясь в этом вялотекущем чёрном сне, страстно жалает, чтобы с нею наконец-то хоть что-нибудь произошло, чтобы что-то случилось в ее жизни. Ради этого она готова на все. Пусть звучит пророческое: "Регина, ты погибнешь", она все равно уедет...
Освальд (артист Дмитрий Баркевич) страшно болен, надломлен, трясина нереализованности готова поглотить его. Как художник, человек с тонкой кожей, он острее чувтвует, и боль ему больнее, и разочарование убийственнее. Он больше не хочет ни снега, ни дождя. Ему нужно солнце.
Безумно красивый по цвету, идеально выстроенный по звуку спектакль имеет все шансы стать фаворитом будущего сезона и получить на краевом театральном конкурсе приз в номинации "событие года".
Пространство действия заполнено знаками, символами, метафорами, разгадывать которые предельно интересно. Ритуальность атмосферы спектакля затягивает на чувственном уровне. Кого-то, безусловно, это не трогает, и они выходят из зала с недоумением на лице: что это было? Почему не весело? Почему в субботний вечерок никто нас не развлек? Для них стоит, однако пояснить: мы живем сегодня в потребительском обществе самого дикого и варварского образца. На потребу невзыскательному вкусу толпы клепаются мыльные сериалы, глупые комедии и зубодробительные боевики. Надо понять, наконец, что в этом прейскуранте — пиво, чипсы, ночной клуб, экшн в кинозале — искусства театра нет, оно занимает особое место. Это не развлечение, это чтобы было над чем подумать. В театре можно пережить то, что в жизни никогда не переживал, почувствовать то, что еще никогда чувствовать не приходилось. Театр — конденсатор и преобразователь энергий, способ мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы. Под силу ли вам это? Мыслящий ли вы, живой человек? Или привидение?
"Дальневосточный комсомольск" 20 мая 2009 года.
Татьяна Чанова