Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Литературные моноспектакли
главная /  пресса


"Ваш выход, Виктор Иванович!"

Виктору Ивановичу Пушкину, артисту театра драмы Комсомольска-на-Амуре, Заслуженному артисту России 22 февраля исполнилось 65 лет. Из них около сорока лет отданы служению сцены. Творческая жизнь актера сложилась на редкость успешно. Режиссеры ценили и ценят его за убедительность и пластичность перевоплощений, зритель любит за искренность и яркую мужественность его персонажей. Виктор Пушкин сыграл в почти семидесяти спектаклях, создав целую галерею образов, и по-прежнему остается востребованным актером.
Сегодня о ярких моментах сотворчества говорят коллеги Виктора Ивановича.
Первым в стране исполнил роль Есенина.
Со времени работы в Благовещенском театре знают друг друга, дружат нынешний юбиляр и Заслуженный артист России Леонид Лелькин. У них даже разница в днях рождениях всего в два дня.
— Первый спектакль, в котором мы вместе с Виктором были заняты, — "Земной поклон" в постановке Геннадия Малышева, — вспоминает Леонид Васильевич. — Играли братьев-браконьеров. Молодые были, азартные. Сдружились, потому что партнерами выступали, да и много общего у нас обнаружилось.
Геннадий Малышев — автор пьес и художественных произведений, актер, яркий и очень талантливый режиссер, конечно, для нас хорошим наставником был. Мизансцены он выстраивал мастерски, шлифовал вплоть до движения ресниц актеров. Именно Геннадий Тимофеевич привез нас с Пушкиным в Комсомольск-на-Амуре. В 1978 году Малышев ставит пьесу Николая Шундика "Сергей Есенин", задействовав в спектакле Витю и меня. Виктор играет поэта, а я — Черного человека. Пушкин шикарно сработал в постановке. Он, кстати, стал первым в стране исполнителем роли Есенина в спектакле по пьесе Шундика. О событии написали в журнале "Театральная жизнь", после чего Малышева пригласили для постановки "Сергея Есенина" в Рязанский областной драматический театр. Режиссер отправился туда вместе с исполнителем главной роли Виктором Пушкиным. Работал в Рязанском театре Виктор под псевдонимом Ксенофонтов. Но через полтора года вновь вернулся в Комсомольск-на-Амуре.
Топором рубили, в озере топили…
Случай, который произошел на одном из спектаклей "Колдунья", вошел в негласную летопись театра. Актриса Валентина Кушнарева рассказывает, что выход из экстремального момента как нельзя лучше характеризует суть характера и склад души Виктора Пушкина.
— Была в спектакле сцена, когда герой Пушкина взбирается по дороге, круто уходящей вверх. И вот на пятачке площадки за что-то там цепляется и, теряя равновесие, падает с трех метровой высоты станка. Наша Народная актриса России, Нина Николаевна Ярцева, тут же подбежала к нему, причитая, будто бы по роли, помогла ему сесть на валун. И через минуту Виктор Иванович уже включился в действо, спектакль пошел своим ходом. А зритель подумал, что так и было все задумано.
Понимаете, у настоящего актера и в нештатной ситуации в голове мысль бьется: спектакль ни в коем случае нельзя прерывать. У Пушкина и дальше, уже по сценарию, экстремальные моменты выпадали. Например, герой Лелькина убивал его топором и топил тело в озере. А озеро хоть и надувной бассейн, но заполнено реальной водой. Причем, раньше театральная сцена не отапливалась, по ней сквозняки те еще бродили. Вода успевала основательно остыть. И, можете себе представить, после сильнейшего ушиба — еще испытание: Витя минут десять смерть свою в ледяной воде имитировал.
У Виктора — амплуа социального героя. И меня всегда в нем подкупала редкая мужественность, необузданный актерский темперамент, народная органика. В театре подобных актеров нет, он — в единичном экземпляре.
Секс-символ города.
Много лет партнершей Пушкина в спектаклях выступала Ирина Барская.
— При всем том, что Виктор Иванович социальный герой, не менее талантливо и блестяще он играл Глостера в "Короле Лире", Горацио в "Гамлете" и других значимых персонажей, — отмечает Заслуженная артистка России, главный режиссер театра Ирина Барская. — За годы мы с ним стали органичной сценической парой. Он все моих мужей играл или возлюбленных. И, скажу вам, с ним комфортно работать. Он безумно много как актер отдает не только сцене, но и партнерам. В репетициях он не жадный, всегда готов делиться энергией. Очень дисциплинированный, один из немногих актеров, кто к первой читке пьесы наизусть знает весь свой текст.
Ирина Валерьевна рассказывает о первом выходе на сцену вместе с Виктором Ивановичем. Это был спектакль "Сказки Пушкина" в постановке Валерия Барского. Виктор Иванович играл Воеводу и морально поддерживал отчаянно робевшую юную актрису. Ведь за плечами Пушкина к этому времени были звездные роли: Сергей Есенин в одноименном спектакле, Паратов в "Бесприданнице", Егор Кузнецов в "Амуре-батюшке" и другие не менее значимые образы. Кстати, в 1984 году на Всероссийском фестивале "Героическое освоение Сибири и Дальнего Востока" артист театра В. Пушкин был назван лучшим исполнителем мужской роли в спектакле "Амур-батюшка".
А уже в ближайшем времени, в 2011 году, стал Лауреатом премии Губернатора Хабаровского края в области театрального искусства за 2010 год в номинации "Лучшая мужская роль" за роль Мармеладова в спектакле "Преступление и наказание".
Ирина Барская вспоминает, как лет двадцать назад газета "ДВК" провела опрос среди женщин к 23 февраля. Корреспонденты интересовались у комсомольчанок, какие мужчины им нравятся. Семьдесят процентов женщин признались, что большего всего их привлекает мужественная обаятельность. А в качестве примера привели актера театра Виктора Пушкина. Так и обозначили в своих ответах: Пушкин — секс-символ города.
— Есть для меня еще момент, который лучше всего характеризует моего коллегу. Он всегда с безграничным уважением относился к старшему поколению актеров и режиссеров театра. А над могилами моего отца — Валерия Александровича Барского и мамы Евгении Ярцевой — Нины Николаевны взял шефство. Они расположены рядом. Так Виктор Иванович ухаживает за последним пристанищем наших родителей: по весне высаживает цветы, облагораживает территорию.
Ох, Дараган, как долго я тебя ждала!
Фантастическую пьесу о будущей войне Михаила Булгакова "Адам и Ева" театр драмы поставил в 1990 году. Практически, один сезон труппа отыграла, но надолго спектакль оставил глубокое впечатление от великолепной актерской подачи, режиссерской выстроенности и любопытной сценографии.
Ирина Барская, как и занятые в спектакле актеры, помнят все его эпизоды. Но особо момент, связанный с Виктором Ивановичем Пушкиным.
— В спектакле я играла Еву, Пушкин — авиатора по фамилии Дараган. И вот сцена в универмаге. Здесь я в полубезумном состоянии после испытания химического оружия пытаюсь найти укрытие. Сюда же должен спуститься на парашюте ослепший от взрыва Дараган. Я положенные по тексту слова сказала, жду, когда Виктор Иванович появится. А его все нет. Краем глаза отмечаю, что за кулисами паника. Партнеры по спектаклю отчаянно жестикулируют и всё под своды посматривают.
Поднимаю голову, и мне чуть плохо не становится. Виктор Иванович висит на штанкетах, пытается развернуть зацепившийся парашют. Хорошо еще, что ног его из-под падуги зрителям не видно.
Я бегаю по сцене и несу отсебятину. Заламываю руки и взываю: "Откликнись, Дараган! Я знаю, что ты здесь! Я чувствую тебя! Так сильно чувствую!"
Зрители с напряженным вниманием за мной следят и ждут развития действия. А в это время Пушкин, подтянувшись на руках до верхней площадки, обегал сцену по периметру.
Я так обрадовалась, когда его увидела — слепого, чумазого, но живого, что совсем не по тексту, как впрочем, последние пять минут, прорыдала: "Дараган! Как же долго я тебя ждала!"
Потом вышли актеры, занятые в мизансцене, и совсем не по сценарию выдали: "Чуем, чуем, Дараганом пахнет". Господи, я думала, что окончательно все испорчу. До того смех разобрал. А сцена-то трагическая. Но тут включился Пушкин, и мой истерический смех был списан на психическое состояние героини, пережившей то еще испытание.
В последнее время актера не так часто, как хотелось бы, можно увидеть на сцене. Но в большом концерте, который труппа готовит к юбилею Комсомольского-на-Амуре театра драмы, Заслуженный артист России примет участие. С нетерпением ждем Вашего выхода, Виктор Иванович! Зритель любит Вас, и всегда готов приветствовать аплодисментами.
"Дальневосточный Комсомольск" 26/02/2014.
Марина Китаева