Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Литературные моноспектакли
главная /  пресса


"КРЫСЫ И ЗВЕЗДЫ"

Вокруг народу все гуще, а личное пространство человека обезлюдело.
Алексей Слаповский
Автор сценариев популярных фильмов и телесериалов, таких, например, как «Остановка по требованию», «Участок», «Ирония судьбы. Продолжение» — Алексей Слаповский — известен ещё и как прозаик, и как драматург. Свои книги он сам определяет как «детско-взрослые». Детям полезно, взрослым не скучно. Вот и спектакль по его пьесе с интригующим названием «От красной крысы до зелёной звезды» наверное, все-таки, предназначен не только подросткам, но и их родителям. Тем из них, кому не безразлично, что с их детьми в современном мире происходит…
А происходит разное, и не всегда хорошее, это очевидно. Главное — не оставлять ребенка одного, ведь именно одиночество, непонимание и безучастность близких приводят чаще всего к самым страшным последствиям. Так вот и сесть бы рядышком, обсудить спектакль, поговорить не торопясь, подумать вместе, дать совет своему ребенку — не дежурный, а от души, уместный, тот, что пригодится в жизни. Но приходят на спектакль, в основном, только школьники старших классов. Вот они, играют на театральном крыльце в снежки, галдят, вбегают по лестнице на верхний этаж (спектакль идет на малой сцене), рассаживаются в зале — шумно, весело, бодро. И… мгновенно затихают при первых же словах со сцены, при первом же появлении героев в одинаковых серых одеяниях, исполняющих странно-механический танец, от которого леденеет кровь в жилах. Безликая толпа, способная затоптать любого? Толпа, в которой каждый одинок, каждый без лица, каждый способен покусать каждого. Крысы?!?!
«Если говорить об одиночестве как о пространстве, в котором нет близких людей, то оно абсолютно непродуктивно. Писать в одиночестве можно и нужно, жить в одиночестве нельзя», — эти слова из интервью с писателем Слаповским могли бы стать прологом к спектаклю. Далее следует некое действо, состоящее из нескольких историй — «ступенек», некое постепенное продвижение в многоэтажном доме (клетке?!?) из подвала на крышу. Как можно обозначить такой жанр? Драма? Комедия с элементами суицида? — Психологическое шоу? В пьесе Слаповского — галерея характеров и конфликтов, построенных на базовых человеческих отношениях. Сочувствие и долг, порядок и стихия, смех и слезы, милосердие и демагогия, любовь и смерть. Современный Шекспир, практически.
Но вот что самое интересное: эти шекспировские по накалу страсти перед нами разыгрывают… дети. Ну, не совсем уж, конечно, дети, но люди очень молодые — студийцы коллектива «ПИЛИГРИМ» под руководством Ларисы Гранатовой и Дмитрия Баркевича. Талантливые и ответственные люди, фанаты своего дела, они работают с молодежью также талантливо и самоотверженно, как со своими собственными ролями, передавая новому поколению не столько знания и навыки, сколько отношение к театру, к театральному братству, к самой жизни. Конечно, не все студийцы будут поступать в театральные вузы, не все из них навсегда свяжут свою жизнь с театром, но то, что они развивают в «ПИЛИГРИМЕ» свои способности мыслить, анализировать и делать выводы — это останется с ними навсегда, это поможет им стать хорошими людьми, воспринимающими жизнь осознанно. И вот эти, практически, дети демонстрируют совершенно великолепную игру, полное бесстрашное самоотречение, талантливый поиск, прекрасные, осмысленные образы. Видно, как они заражены театром, как они чистосердечны, как серьезно занимает их то, что с ними здесь происходит.
— Театр должен давать нам картину мира, которая помогает этим миром больше интересоваться, открывать в нем что-то новое. Так, чтобы хотелось дальше жить, расти до самой высокой звезды, — объясняет выбор пьесы Лариса Гранатова, — После премьеры нам высказали упреки в том, что пьеса, якобы, слишком сложная и тяжелая для детей. Но мы не согласны, мы убеждены, что с подростками надо разговаривать на равных, о реально существующих в жизни вещах надо говорить с ними серьёзно.
Всё искусство, театральное в том числе, держится на интересе к человеку. В центре пьесы — конфликт между человеческой низостью (крысы) и сияющим великодушием (звезды). Каждую сцену переживаешь вместе с юными актёрами, удивляясь их способности сначала увидеть свой персонаж как бы со стороны, понять, прожить и представить в виде совершенно живого человека, достойного вашего внимания, интереса и сочувствия… И пусть нет у спектакля какой-то мощной кульминации или неожиданного эффектного финала, пусть слабовата сценография и хромает световое оформление, нет, впечатления школьной самодеятельности не остается. Только благодарность создателям спектакля за глубину обсуждаемой темы.
Отнюдь не пасторальные нежные истории разыгрываютсяв этот раз перед внимательным чутким зрителем. Весь вздор окружающей жизни, все её смешные нелепости, вся её боль и несправедливость, глухота и чёрствость близких — всё это обнажено, гипертрофировано, безжалостно вскрыто. Чтобы вы себя узнали. Узнали — и ужаснулись. Узнали — и задумались: неужели я крыса, живущая по законам стаи? Или все-таки… звезда?
Спектакль «От красной крысы до зеленой звезды» детского коллектива театрального творчества «ПИЛИГРИМ» стал лауреатом XX городского фестиваля «Театральное зазеркалье» в номинации «Дебют».
Татьяна Чанова