Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Литературные моноспектакли
главная /  пресса


"Вечная горькая комедия"

На всякого мудреца довольно простоты

Пьеса "На всякого мудреца довольно простоты" была написана великим русским драматургом А. Н. Островским в 1868 году.
Полуторовековая история постановок "Мудреца" во всем мире — от Москвы до Нью-Йорка и Дели — это целый калейдоскоп режиссёрских концепций. Свою версию классической пьесы на сцене Комсомольского-на-Амуре театра драмы представил приглашенный режиссёр, засл. арт. России Ринат Фазлеев.
Кто только ни воплощал образ главного героя пьесы — отъявленного мерзавца Глумова — от Василия Качалова в 1910 году, до Юрия Яковлева в 1960-х и Сергея Безрукова, играющего эту роль в настоящее время в Московском Художественном у Олега Табакова.
В нашем театре роль досталась Ивану Бекбаеву, отлично известному публике по работе в нашумевшем "Преступлении и наказании". Легко и грациозно, в стиле фарса, ведет актёр Бекбаев роль молодого человека, сознательно избравшего своим жизненным кредо философию цинизма. Глумов — "говорящая" фамилия, глумиться — значит скоморошничать, издеваться, насмешничать. Злой ум и желчный талант, не облагороженные никакой высокой идеей, отравляют душу нашего героя. Выгодно жениться, получить чин, да завести роскошный выезд — и для достижения таких вот немудреных целей человек теряет чувство собственного достоинства, беззастенчиво льстит, плетет интрижки, волочится за стареющими матронами, словом, демонстрирует пример самого подлого приспособленчества.
Все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно и... так узнаваемо. Настоящим "руководством" для современных карьеристов звучат глумовские "советы": "Не рассуждать, когда не приказывают. Смеяться, когда начальство вздумает сострить. Когда начальник пошлет за чем-нибудь, уметь производить легкое порханье, среднее между галопом, марш-марш и обыкновенным шагом...". В сегодняшних реалиях это даже не выглядит сатирой. Распечатать, повесить в каждом офисе как "правила поведения на службе" — никто и не удивится.
Так кто же он, этот Глумов — интриган, или жертва интриги? Сочувствовать ли ему, или возмущаться его лицемерными пассажами — это решает каждый для себя сам. Полтора века прошло со времени появления этого литературного персонажа, точно выхваченного из жизни, разоблачённого и заклеймённого, превращённого великим писателем в шарж, в карикатуру. Современники упрекали автора в излишней злободневности и не предрекали его произведению долгой жизни. Но комедия пережила и своего автора, и своих критиков, по сей день оставаясь злободневной. Время идет, а глумовых вокруг все больше. Страшно жить в мире, где лицемерие стало обыденным, а цинизм — нормой. Страшно, когда человек пресмыкается перед людьми, которых презирает. Глумов бесстыдно лицедействует, превращая жизнь в фантасмагорию, в марионеточное представление. И даже если одна игра проиграна, всегда можно начать другую.
В спектакле есть всё, что так любит публика — и параллели с современной действительностью, и порицание власть имущих, и красивые женщины в изящных туалетах, и весьма рискованная сцена обольщения, и танцы, танцы, танцы под зловеще ритмичную музыку. В финале порок не наказан, добродетель не торжествует. Горькую пьесу на все времена написал Островский.
После премьерных оваций и криков "браво" режиссёр спектакля, засл. арт. России Ринат Фазлеев, любезно соглашается ответить на несколько вопросов:
— Довольны ли вы результатом совместного творчества с нашим театром?
— Прекрасные актёры, работа амурского композитора Сергея Еременко, хореографа Саши Зайцевой, художника-постановщика из Хабаровска Нины Акишиной — все это сложилось, и, как мне кажется, спектакль получился весьма убедительным.
— Вы много путешествуете по стране, работали во многих театрах. Как вам показалась наша труппа?
— Да, ставлю много — Новосибирск, Новокузнецк, Тольятти, Благовещенск. Приходится много разъезжать, поэтому вправе сравнивать. Очень хорошие впечатления от ваших актёров — это, во первых, высокопрофессиональный коллектив, и что немаловажно — очень дружный.
Сейчас, я замечаю это, театр превращается в своего рода "производство", и отношения в коллективах зачастую деловые, сухие. Но театр Комсомольска-на-Амуре сохранил волшебную атмосферу театра как дома. Я это увидел — теплые человеческие отношения — то, что мне больше всего импонирует.
— А понравился ли город?
— По две репетиции в день, включая выходные — в таком напряженном режиме ничего не видишь, кроме работы. Так что в театре находился постоянно, даже в театр КнАМ так и не успел наведаться, хоть и очень хотел познакомиться, поскольку наслышан об этом замечательном явлении в вашем городе.
— Сейчас много разговоров о том, что репертуарный театр сегодня переживает кризис, что его дни буквально сочтены, что надо переходить на мировую практику антрепризы?
— Не согласен категорически. Нет, я считаю, что Бродвей у нас не приживется. Антреприза — это "театр для денег", который только развлекает, здесь совершенно определенный уровень репертуара, здесь не интересуются ни Чеховым, ни Горьким, ни Островским. Репертуарный театр — российская особенность, русский брэнд, если хотите. Особенно в провинции надо репертуарный театр холить и лелеять, ведь это российское достояние, которое всеми силами необходимо сохранять.
Татьяна Чанова
В спектакле заняты: И. Бекбаев, засл. артистки РФ И. Барская, Е. Ярцева, артисты Ф. Кушнарёв, А. Саранчин, Л. Гранатова, В. Куличенко, К. Лелькина, Н. Родина, С. Дыняк, Д. Стертюков, В. Филимонов, К. Андрусенко, Е. Бадулин, Р. Зайцев, Е. Расторгуев.