Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Литературные моноспектакли
главная /  пресса


"Актриса в душе — Валентина Кушнарёва"

Как вы думаете, сколько лет актёру необходимо проработать в театре для того, чтобы иметь право называть себя профессионалом? Некоторые считают, что достаточно пять лет, другие говорят — десять и более. Валентина Кушнарёва на сцене более сорока пяти лет, уже более 35-ти лет на сцене Драматического театра Комсомольска-на-Амуре, и до сих пор она считает себя ученицей, и каждый спектакль для неё — сдача ответственного экзамена самому строгому экзаменатору.
— Валентина Кирилловна, расскажите, с чего началась Ваша театральная карьера?
— Дело в том, что я родилась сразу после окончания Второй Мировой войны. В моей семье актёров не было. Я с детства мечтала стать актрисой и, даже будучи ребёнком, ставила собственные спектакли. Театральная карьера началась с работы в Хабаровском ТЮЗе. Я помню свой первый выход на сцену. Мне было 15 лет.Я была студенткой хабаровского театрального училища. Актриса, которая должна была играть в спектакле, сорвала голос, а спектакль отменить было нельзя, поэтому, чтобы спасти положение, мне пришлось заменить её. Это был спектакль "Жизнь и приключения Антона Шелестова", который наделал много шума в городе. Невозможно было достать билет на спектакль. Мне выпало счастье играть с Алексеем Соловьёвым, тогда кумиром всех девчонок в Хабаровске. Позже мы были партнерами с ним в "Ревизоре". Многим одноклассницам хотелось оказаться на моём месте.
Моя первая серьёзная роль была Анни Салливан в спектакле "Сотворившая чудо" У. Гибсона. Роль очень сложная, а мне тогда было 19 лет. Что я могла знать о жизни?! За годы моей работы в детском театре я сыграла и волшебное дерево, и волны, и принцессу, и ученицу, и многих других. После я уехала на запад и попутешествовала по разным театрам. Это было очень интересно. Каждый раз, придя в новый коллектив, волнуешься, так как нужно не только завоевывать зрителя, но и найти общий язык с коллегами. В театре актёр всегда находится на уровне ученика и постоянно постигает психологию человека. С появлением дочери мы вновь вернулись в Хабаровск, а затем в 1976-м году меня с мужем пригласили в комсомольский Театр драмы, и мы согласились. С 9 ноября 1976-го года я служу этому городу.
— Какая роль в комсомольском Драмтеатре стала для Вас первой?
— Стоит отметить, что уезжая с хабаровского ТЮЗа, я думала, что никогда больше не буду играть в детских спектаклях, но первой ролью для меня стала роль Алёнушки в спектакле "Аленький цветочек". Ностальгически вспоминаю наши театральные гастроли по БАМовской ветке. Проходили они дважды в год. Мы останавливались на всех железнодорожных станциях и играли там спектакли. Нас всегда ждали. Выезжали в посёлки, куда можно было добраться только на "кукурузнике". Помню, как нам за кулисы председатель колхоза приносил бидон сливок и каравай хлеба. В то время на наших выступлениях не было свободных мест. Иногда спектакли начинали в час ночи, так как ждали доярок с последней дойки коров.
— В чём, по-Вашему, трудность актёрской работы?
— Главная трудность в том, что актёр постоянно в работе. Даже отработав в театре, дома ему приходится учить роль или повторять текст роли. Это вечная школа. Я сдаю зачёт режиссёру и экзамен зрителю. Ведь, выходя на сцену, даже если играл в этом спектакле много раз, постоянно боишься, что что-то не получится. Однако в настоящее время зритель ждёт развлечений, чтобы актёры смешили его. Этого быть не должно. Театр не должен только лишь развлекать людей. Искусство должно всегда быть элитарным. Актёры должны "поднимать" сознание зрителя.
— Какую роль труднее сыграть: комедийную или трагедийную?
— Все они сложны по-своему. В комедии нужно уметь найти "золотую середину" и не перегнуть палку. В трагедии нужно найти механизм воздействия на зрителя, так наполнить предложенную режиссёром форму, чтобы не оставить зрителя равнодушным, чтобы он сопереживал с тобой.
— В спектаклях "Мышеловка" и "Будьте здоровы, месье!" Вы играете совершенно непохожих друг на друга героинь. Какая из них ближе Вам?
— Все роли — мои дети. Ведь в каждом из нас есть и плохое, и хорошее, только нужно поискать это в себе. Что касается судьбы моей героини в спектакле "Мышеловка", то я считаю, что она получила по заслугам. Своей смертью она искупила свою вину. Я благодарна Ирине Валерьевне Барской за то, что она доверяет мне такие разнообразные роли.
— Актёры-мужчины часто мечтают сыграть Гамлета. А о какой роли мечтают женщины-актрисы?
— Мечта любой актрисы, на мой взгляд, сыграть женскую судьбу. Если попадётся такая роль — это большое счастье, так как есть, что сказать зрителям со сцены.
— Были какие-либо внештатные ситуации на спектаклях?
— Да, такое бывало. Один из них произошёл во время моей работы в Амурском театре. Как-то ведущий актёр в день спектакля хорошо "гульнул", и в связи с этим участвовать в постановке он не мог. Решено было срочно заменить его. Выбрали актёра из массовки и ввели его в действие. Однако он ни в какую не хотел пропускать спектакль всё-таки вышел на сцену. В итоге, два актёра говорили один и тот же текст.
В Драматическом театре была внештатная ситуация, которая лично меня напугала. Во время постановки спектакля "Колдунья" Виктор Пушкин упал со станка, который стоял на сцене. Несмотря ни на что, он поднялся и доиграл спектакль. Во время одного из спектаклей на меня упал штакет, правда, это случилось за кулисами. Все очень перепугались, но я тоже доиграла спектакль. Все страшно перепугались. Играя спектакль, я перенесла инфаркт на ногах, не зная об этом. А однажды перед сдачей спектакля я сломала руку. Помню глаза режиссёра, но я сразу его успокоила и сказала: "Сыграю!". Зрители решили, что гипс — это часть моего образа.
— Как нам известно, Вы выступаете с моноспектаклями перед школьниками и студентами. Расскажите об этом своём увлечении?
— Часто я выступаю с моноспектаклями в школах города и на малой сцене в Драмтеатре. Это моя самостоятельная работа. Моя душа требует зрителя, поэтому в свободное от театра время я занялась литературной деятельностью. Собирая материал о том или ином авторе, я замечаю, что книги сами буквально идут ко мне в руки. Затем я пишу сценарии и подбираю музыку. На данный момент в моём репертуаре 16 таких спектаклей.
Я готовлю программу по творчеству такого писателя, как Максимилиан Волошин. Я покорена величием этого человека, но вместе с тем осознаю, что в наши дни жители нашего города не заинтересованы в его творчестве. До сих пор он не оценен по достоинству. При подготовке каждой программы, я влюбляюсь в автора, стараюсь проникнуться его творчеством, сделать его ближе нам. Это необычайно интересная творческая работа.
— Спасибо за интересную беседу! Побольше творческих побед!
"Наш город" 9 ноября 2011 года.
Евгений Моисеев