Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Литературные моноспектакли
главная /  пресса


"Вычислить коэффициент счастья"

Комсомольский-на-Амуре театр драмы показал новую прекрасную работу — спектакль в постановке приглашенного из Санкт-Петербурга режиссера Андрея Лапикова. Премьерные спектакли завершились овациями зала.
ПРОБНЫЕ ЗАПЛЫВЫ
Когда знаменитый на весь мир американский драматург и сценарист Нил Саймон в 1969 году называл свою очередную комедию «Последний пылкий влюбленный», то «пылкий влюбленный» он ставил в кавычки, как бы иронизируя над излишествами юношеской пылкости в эпоху трезвого скепсиса. Да и в наше время пылкость не в чести, она выглядит наивно и смешно, особенно в человеке солидного жизненного стажа — глубоко за сорок. Именно в таком возрасте — герой комедии, Барни Кэшмен, благополучный владелец нью-йоркского ресторана рыбной кухни, симпатичный, респектабельный мужчина с сединой в крупной породистой голове. Задумавшись о прожитой жизни, он вдруг обнаруживает, что к своим зрелым годам ни разу не напился вдрызг, не попал ни в одну авантюру, ни разу не изменил жене за двадцать четыре года брака. И тут выскакивает тот самый, уже ожидаемый «бес в ребро». Решив наверстать упущенное, он начинает встречаться с женщинами. Целых три раза встречается. Ух! Три «пробных заплыва», три обольстительные фурии, три грации — три абсолютно разные женщины, три судьбы, три характера, три темперамента. Нашему герою не поздоровилось, они задали ему жару!
МУЗЫКА. ЖИВАЯ И В ЛАСТАХ.
Начинается спектакль сразу, как только публика входит в зал. Со сцены звучит живая музыка — Антон Трубянов (гитара) и Полина Данилова (саксофон) с блеском исполняют попурри на хиты прошлого века. Знакомые каждому до боли мелодии задают многообещающую ретро-атмосферу. При этом музыканты еще и в плавательных масках, и в ластах. Почему-то. Сначала никто не понимает, почему.
— Вы не возражали, когда режиссер попросил вас напялить ласты и исполнять композиции Армстронга в глупых очках для подводного плавания? — спрашиваю я серьезного человека, композитора, аранжировщика, заведующего музыкальной частью театра Антона Трубянова.
— Да хоть в танке, — быстро, не задумываясь, отвечает он, — когда такой профессионал, как Андрей Викторович Лапиков, чего-то хочет, возражения просто недопустимы. Мы с Полиной наоборот обрадовались. Это весело. Музыканты, как и режиссеры, в душе всегда остаются хулиганами.
Более того, «вздорное» пожелание режиссера оказывается вполне оправдано сюжетом. Всех как бы преследует «неделикатный» рыбный запах. Стихи, вызывающие гомерический хохот в зале, тоже «рыбные»: «Кто закажет треску, тот забудет тоску». Ах, да! Ресторан-то, которым успешно управляет наш герой, и который является делом его жизни, основой благосостояния его семьи — рыбный. Вся сценография «посвящена» «рыбной» теме — рыбы медленно колышутся в воздухе, рыбы всех размеров и мастей изображены на импровизированной мебели, рыбы повсюду. Не хватает только парящей над залом огромной акулы (она, вообще-то есть, только ее не успели к премьере накачать гелием). Водно-рыбная тема проходит сквозь все действие, как бы намекая: будьте осторожны! Не заплывайте за буйки!
ЕСЛИ НЫРНУТЬ ПОГЛУБЖЕ
Итак, в жизни Барни Кэшмена, мужчины средних лет, хозяина рыбного ресторана, начался период поиска истины. Не то, чтобы он был недоволен своей жизнью или был бы категорически несчастен. Нет, он — примерный семьянин, самое страшное несчастье для которого — пропустить свадьбу дочери. Самая лучшая женщина для него на свете — его жена, которую он обожает, а она обожает его. Но чего-то не хватает этому респектабельному господину в добротном синем костюме, традиционном для типичного представителя среднего класса. Он мечтает (наверное, как и каждый из нас) о том, чтобы его жизнь была наполнена не просто будничными проблемами, но и яркими эмоциями, страстными чувствами, захватывающими приключениями. Прервать цепочку будничных действий — дом-работа — Барни опрометчиво решает, окунувшись в пучину бурного романа.
Поначалу кажется, что пьеса легкая, ничего серьезного. Действительно, каждая реплика героев вызывает в зале взрыв смеха. Однако постепенно приходит понимание, что забавная история несостоявшегося адюльтера не так проста, как кажется на первый взгляд. Перед нами — грустный рассказ о пожилом человеке, стремящемся к невозможному. Пусть он смешон в этом своем стремлении, пусть производит первое впечатление наивного Буратино, только что вырезанного из полена и получающего первый жизненный опыт. Но он так простодушен, так искренен в своем желании защитить самые простые человеческие нравственные нормы — сначала чувства, потом секс. И самая большая печаль — то, что сегодня это выглядит смешным.
Именно таким представляет нам этот образ актер Александр Саранчин. В его исполнении Барни Кэшмен не становится прожжённым циником, решившим сходить «налево», не выглядит подлым и порочным. Достойный, порядочный, немного заблуждающийся человек, вызывающий лишь добрые чувства своей добротой и искренностью, а также невозможностью жить холодно и расчётливо. И в заблуждениях своих, и в поведении, и в попытках обрести недостающую силу чувств поистине достоин не порицания, но сочувствия и сострадания.
КРЕВЕТКИ В СУФЛЕ
Кроме искателя сомнительных приключений — Барни, в меню рыбного ресторана, простите, спектакля входят три женских образа, три «секретных ингредиента», придающих «блюду» весьма и весьма пикантный вкус.
Режиссёру удалось настолько мастерски подобрать актрис, что может показаться, будто сам Саймон, автор пьесы (!!) был с ними знаком(!!), и писал роли в расчете именно на психофизиологические характеристики этой троицы. У каждой героини своя история, своя жизненная драма и своя правда. Все они обладают какой-то подчёркнутой особенностью, деталью, цепляющей внимание зрителя, которая и является основой комедийной составляющей спектакля.
Первой вплывает в безмятежную жизненную лагуну Барни язвительная, острая на язык, властная и остроумная Элейн в исполнении прекрасной Марины Шатовой. Элейн — женщина с изюминкой, но насколько изюм уместен в рыбной кухне? Оставив, в конце концов, идею распластать Барни на импровизированном ложе, Элейн покидает акваторию событий, оставляя за собой шлейф мелких прозрачных пузырьков из недосказанности, трагических намеков, нереализованной женственности и Бог там знает, чего еще, что составляет очарование таких загадочных роковых особ.
Сумасбродка Бобби — несостоявшаяся звезда некоего мюзикла «Кокосовая роща» — словно морское торнадо вылетает на сцену под нестареющий хит Тома Джонса «Sex Bomb». Бесподобная Лариса Гранатова с первых же секунд появления дает столь точную пластическую характеристику своей героини, что впору зрителю опасаться за жизнь нашего бедолаги Барни. Будучи особой весьма неуравновешенной, девушка Бобби, фейерверк эксцентрики и несмолкаемой болтовни, завидев обилие рыб, восклицает: «О, да у вас тут целый к о с я к»… Где «косяк» — ключевое слово.
И, наконец, томная Дженет, измученная изменами мужа и полная решимости отомстить ему… с нашим милашкой Барни. Роскошная Наталья Родина рисует образ женщины, уставшей от собственного уныния, мягкими полупрозрачными акварельными красками. Ее «коэффициент счастья» настолько низок, что Джанет, отчаявшись, находит возможным явиться на свидание к мужу собственной подруги, при этом постоянно сокрушаясь о «поголовном разврате», в котором погряз мир. Однако, именно она заставляет Барни одуматься, вспомнить о том, что он человек честный и порядочный, что он не пропащий, не подлец, и что у него еще есть надежда повысить «коэффициент счастья».
Сталкивая столь различные характеры и точки зрения на ценности жизни, в конечном итоге, пьеса приводит своего героя к мысли о том, что то, что ты считаешь прекрасным и ищешь на стороне, может оказаться рядом, стоит лишь протянуть руку. История эта весьма поучительна. Она на вечную тему о том, что в то время, как человек ищет «прекрасное далеко» в весьма сомнительных авантюрах, оно оказывается совсем рядом, близко, в твоей собственной постели. Надо лишь вовремя вспомнить, увидеть, оценить по достоинству. И пусть это станет урокам мужчинам. Которых жены, несмотря на сопротивление, все-таки сумели затащить в театр.
"Наш город" от 3.12.2014
Татьяна Чанова