Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Литературные моноспектакли
главная /  пресса


"Привидения с интригой"

Если честно, то шла на премьеру спектакля по пьесе Г. Ибсена "Привидения" не без внутреннего напряжения. Главная интрига заключалась в том, что пьесу ставила Татьяна Фролова. В городе она известный человек — руководитель театра "КнАМ", который считается молодёжным и авангардным. Это её первая работа на большой сцене драматического.
И хотя мне нравиятся постановки КнАМовцев, всё-таки было волнение — сможет ли режиссёр реализовать себя, работая, наверное, впервые в своей деятельности в совершенно новых условиях. Там — маленькая сцена, коллектив единомышленников и свой круг зрителей. Здесь — с точностью наоборот. А Татьяна оставалась верна себе, выбрав пьесу Г. Ибсена, который всегда считался сложным для постановки, а "Привидения" — особенно.
Теперь могу сказать — работа удалась! Понравилось не только мне — зрители очень тепло приняли спектакль. Лучшим доказательством успеха была напряжённая тишина зрительного зала, внимательно следящего за событиями на сцене.
Пьеса идёт недолго — чуть больше двух часов. Смотрится на едином дыхании. О чём она? О любви. О том, как молодая девушка вышла замуж. В основном потому, что сёстры и мать уговорили: "Очень выгодная партия!" Влюблённости не было, однако парень, несомненно привлекал своей жизнерадосностью. "Он прямо светился радостью!" — будет вспоминать уже в зрелые годы.
А семья не сложилась. Была попытка бросить всё и уйти к любимому. Бунт не удался: ей не позволили нарушить законы, которые культивируются в обществе. Один из них — законная жена должна жить с законным мужем. Нужно соблюдать приличия!
Шаг за шагом, снимая один слой за другим, идёт исследование — в чём же причина трагедии семьи? Только ли в законах, которые как столпы, окружают и не дают свободно жить, чувствовать, любить? На заднике сцены — большой экран. Идут кадры потока людей. Они движутся навстречу зрителям, все в одном направлении, все чем-то похожие друг на друга... Так сквозь призму одной семьи зритель видит общество, собственно то, в котором живёт.
Наверняка среди идущих, а значит среди нас с вами, есть, кто наплевал на устои общества и живёт, как считает нужным: в гражданском браке, с чужой женой (мужем)... Стали ли они от этого счастливее?
Устав от упрёков и ненависти к мужу, героиня признаётся, что чувствует вину за то, что не смогла создать пространство любви в семье. Были взаимные претензии, напоминания об обязанностях. Собственно, на этом и строились отношения, но не на любви, согласии, уважении, доверии друг к другу. Так и прожили, заменяя дела — делишками, не испытывая удовольствия от труда. А у мужа не осталось и следа былой радости.
В такой атмосфере дети вырастают несчастными и надломленными. У них нет будущего. А они так ждут солнца! Сын героини с удивлением вспоминает, что погода плохой была здесь всегда. Он живёт без душевной привязанности к родителям, опустошен и не имеет детских воспоминаний. Ни дать, ни взять — манкурт-человек, которого искусственно лишили памяти, сделали рабом, и который может выполнить любой приказ, даже если это задание убить мать. Не люди — привидения...
В спектакле использовано много символики, неожиданные повороты событий, обыгрывания самых различных предметов — микрофонов, стола, газетных обрывков. Всё это очень органично, работает на тему и создаёт цельное впечатление от спектакля. Хорошо продумано световое и музыкальное оформление.
Могу только поаплодировать нашим актёрам. Задачи у них были очень непростые. Представьте — четыре человека на пустой сцене и они заполнили собой всё пространство, создав яркие, выразительные образы. Заслуженная артистка России Ирина Барская (Фру Алвинг) — такая разная на протяжении всего действа — обличающая, беззащитная, страдающая... Фёдор Кушнарёв (пастор Мандос) — несгибаемый, довольный, что одержал победу над чувствами. Дмитрий Баркевич (Освальд) сумел передать всю трагедию молодого человека, который несёт груз ответственности за грехи своих родителей. И Ксения Лелькина (Регина). Её героиня — юная, очаровательная, такая восхитительная на взлёте юности и на фоне всех остальных персонажей!
Тема, конечно, не из лёгких, но она современна, решена интересно. И постановка, на мой взгляд, не создаёт ощущения безысходности и безвыходности — очищающий дождь смывает след всего наносного, чем люди сумели окутать себя в жизни, и чёрно-белые изображения насыщаются светом...
"Ваше право" No 21(416) от 22.06.2009г.
Августина Полякова