Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Литературные моноспектакли
главная /  пресса


Какие ассоциации возникают в голове при слове «театр»? Большая сцена, мужчины в камзолах и дамы в пышных платьях. Но бывают спектакли, которые требуют сжатого формата. К числу таких относится спектакль «Кароль», который поставлен по одноимённой пьесе польского драматурга Славомира Мрожека. Тесное помещение, тусклый свет и тёмные углы — вот та обстановка, где полностью раскрывается таинство произведения. Перенеси его на большую сцену, и волшебство исчезнет. Пространство раздавит актёров, а их игра потеряет интерес для зрителей. Узкие стены малого зала прочно удерживают опоры спектакля, не позволяя им разъехаться.
Интрига, напряжение и страх — вот эти три кита, на которых держится вся постановка. До последней минуты она пропитана этими чувствами. Если старушка Агата Кристи помещает убийство в начало действия, то Мрожек идёт обратным путём. В его работе убийца уже имеет лицо, осталось лишь определиться с жертвой — неким «Каролем».
Что касается сценария. Будет довольно сложно его изложить, но при этом не раскрыть карты. Начнём с простого примера. Уверен, у каждого случались ситуации, когда его обвиняли в чужих грехах, и приходилось юлить, выкручиваться, даже врать. А теперь представьте, если к вам приходят люди, которые одержимы жаждой мести. Любое ваше слово защиты они обратят против вас. Сначала обиженные ищут конкретного человека. Потом они станут наказывать всех, чтобы «наверняка». В эту ситуацию попадает один из главных персонажей. К окулисту приходят внук и слепой дед с ружьём. Семейство желает поквитаться с «Каролем», но старику нужны очки, ибо он и носа перед собой не видит. Как только к старцу возвращается зрение, начинается переломный момент спектакля. Окулист, минуя стадию подозреваемого, становится обвиняемым. Его жизнь висит на волоске…
Популярна точка зрения, что добро побеждает зло, а любовь сильнее смерти. Но так происходит не всегда. Иногда сильнее смерти оказывается страх, порождающий гнев. Примером тому является образ несчастного окулиста в спектакле «Кароль». Ощущение неизбежности полностью разрушает старую личность этого человека. Под грузом обстоятельств, доктор перестаёт бояться смерти, его это утомляет. Теперь вместо страха в персонаже царит гнев. Врач ненавидит «Кароля». Мысль о том, что он умрёт, а преступник продолжит жить и насмехаться над глупым семейством, разрывает его изнутри. Этот клокочущий вулкан внутри окулиста — ружьё, которое непременно выстрелит.
Напомню, что пьеса Славомира Мрожека это эксперимент, который, на мой взгляд, удался на славу. Будьте готовы к тому, что во втором действии вам придётся переместиться на сцену. Да, именно оказаться на сцене Драмтеатра! А актёры, напротив, уйдут в зрительный зал. Уже известный нам доктор, оставив за кулисами белый халат, сидит в мягком кресле и смотрит на вас. Теперь вы — действующие лица спектакля. Поиски негодяя «Кароля» продолжаются. Время от времени, кто-то из героев ищет эту «тёмную лошадку». Персонаж может неожиданно исчезнуть из поля зрения и через мгновение оказаться за вашей спиной. Качество отвлекающих манёвров столь высоко, что проявлять бдительность бесполезно. И в итоге вы понимаете, что «Кароль» среди вас. Возможно, вы и есть «Кароль». Возможно, именно вас должны убить.
Хватит ли у вас мужества выдержать на себе пронзительное внимание героев и не попасть в ловушку — зависит только от вас. Но знайте — ружей в зале прибавится.
Радио «Звезда» 25.01.2016 г.
Михаил Князев