Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Литературные моноспектакли
главная /  пресса


"БРАК — ЭТО ГАВАНЬ В БУРЮ, НО ЧАЩЕ — БУРЯ В ГАВАНИ —"

Этот краткий, но меткий афоризм Ницше точно, свежо и остроумно иллюстрирует на малой сцене театра драмы спектакль по пьесе американского драматурга Джона Патрика (1905-1995) "Что? Развод!".
Осуществил постановку режиссёр Александр Саранчин, благодаря которому пьеса, написанная почти сорок лет назад, звучит крайне современно и актуально. Поскольку сцена оформлена в виде ринга, зритель еще до начала действия предчувствует нокаут. Это не три истории. Это три поединка.
Догадывались ли вы до свадьбы, что такое семейная жизнь? Существует великое множество высказываний великих людей о браке — остроумных, противоречивых, парадоксальных, но содержащих, безусловно, некое рациональное зерно.
«Брак — это лихорадка, которая начинается жаром, а кончается холодом», — сказал не кто-нибудь, а сам Гиппократ. А уж он-то разбирался в болезненных состояниях человеческого организма. В первом раунде спектакля (а все действие происходит на ринге!) — Сибилла и Джо (артисты Марина Шатова и Дмитрий Стертюков) — молодые супруги, решившие расторгнуть свой брак из-за неполадок в интимной жизни. Пантомима, прыжок с небоскреба, обман, подлог, библия на прокат — на что только не пойдет молодой мужчина, чтобы заполучить желаемое. Дмитрий Баркевич в роли приятеля мужа по колледжу пытается как-то исправить ситуацию, в результате еще более запутывая её и добавляя огня в этот комический дуэт, где всё построено на розыгрыше. Поистине, брак — это цена, которую мужчины платят за секс; секс — цена, которую женщины платят за брак. Всё очень смешно. Потому что жанр пьесы — комедия. И комедия достаточно эксцентричная.
«Брак — это долгий разговор, прерываемый спорами», — весьма точно заметил в свое время Роберт Стивенсон. Сию сентенцию блестяще обыгрывают во второй части действия актёры Лариса Гранатова и Дмитрий Баркевич, разыгрывая семейную сцену, как шахматную партию. Просто гроссмейстеры экстра-класса. Причем, срывать занавески, плескать в лицо виски со льдом, в гневе двигать мебель они умудряются прямо в присутствии её папочки (Засл. артист России Леонид Лелькин). Она — стройная и высокая, в элегантном алом (причем мужском) костюме. Он — мешковатый и мягкий в своей домашней пижаме. Она — полновластная хозяйка положения, он — иждивенец, она распоряжается, он вынужден подчиняться, она унижает, но и он унижает в ответ. Папаше же, волей судеб присутствующему при очередной семейной сцене, остается лишь терпеливо пережидать все перипетии настоящего сражения.
«Брак — это долгое плавание в тесной каюте», по словам Айриса Мердока. И тут необходимы определенные навыки общения. Чтобы полностью удовлетворить общечеловеческую потребность супругов в общении, нужно многое: понимание, ощущение собственной полноценности, привязанность, уважение, уверенность в том, кто рядом. Только тогда муж и жена смогут сохранить эмоциональную привязанность друг к другу. При этом важно и тому и другому оставаться привлекательными во всех отношениях. Героев третьего раунда — Ральфа (артист Александр Саранчин) и Джесси (Засл. артистка России Евгения Ярцева) мы застаем буквально в неглиже. Он — в трусах-«семейниках», она — в кружевном белье. Привычную домашнюю обстановку вдруг нарушает некто в отлично скроенном костюме и при бабочке (артист Дмитрий Стертюков). Ничуть не смущаясь интимностью ситуации, он ставит всю семейную мораль, все устои этой семьи с ног на голову, и каждая его реплика сопровождается горячим откликом зрителей в зале. Очевидно, что все обстоятельства дела довольно узнаваемы, отсюда и бурная реакция зрителей, доводящая зал до приступов смеха и до продолжительных оваций.
«Брак — это союз между мужчиной, который не может спать при закрытом окне, и женщиной, которая не может спать при открытом окне», — в шутку заметил Бернард Шоу. А в каждой шутке, как известно, есть доля правды. Вот за этой правдой и стоит поспешить на этот спектакль. В заключение хочется сказать огромное спасибо всему актёрскому составу, который работал на этом спектакле слаженно и ансамблево, с полной отдачей. И, конечно, режиссёру за выбор пьесы и честную, заинтересованную работу. Зритель такие вещи всегда чувствует и аплодирует стоя.
Татьяна Чанова