Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Литературные моноспектакли
главная /  пресса


"Великий День о судьбах людских"

Вы видели фильм "Любовь и голуби"? Что за вопрос, конечно, и не один раз. Это ж наш любимый фильм! Режиссёр — Владимир Меньшов, каждый знает. А сценарист? А вот сценарист — Владимир Павлович Гуркин. Актёр, журналист, драматург. Могучий, красивый мужик-сибиряк, родом из Черемхово, что под Иркутском. Все его пьесы автобиографичны, все персонажи имеют реальных прототипов. Вот, к примеру, дядя Митя, которого Юрский в фильме сыграл, списан напрямую с родного деда автора.
В пьесе "Саня, Ваня, с ними Римас", премьеру которой только что представил Комсомольский-на-Амуре театр драмы, в образе Сани (актриса Наталья Родина) мы видим мать драматурга. И вся история самая что ни на есть личная история Владимира Павловича Гуркина. Когда он еще не родился...
А вы знаете свою историю? Историю своей семьи? Своей страны?
Как-то тревожно становится, когда по ТВ, в репортаже о подготовке празднования 65-летия Великой Победы, на вопросы "Кого победили?" и "С кем воевали?" юные россияне ответить, оказывется, не могут! Что же это за семьи такие, где об этом никогда не было разговора? В каких же школах учились эти дети? Какие фильмы смотрели? И если они ничего не знают про Великую Отечественную войну, то откуда же им знать про репрессии, это гораздо более "закрытая" тема. Между тем редко какой семьи в нашей стране не коснулось ни то, не другое. Либо раскулаченные в роду были, либо выселенные, либо по доносу в ГУЛАГЕ сгинули. А уж сколько на фронтах погибло — до сих пор сосчитать точно никто не может.
Но спектакль даже не о войне и не об аресте ОГПУ, которого главным героям все-таки удается избежать. Она о судьбах простых людей, рождённых для счастья, но арестами и войной — изломанных, искореженных, обугленных. О тех ночах, в которые они не долюбили.
О снах, которые не досмотрели лежа в обнимку.
О нерожденных детях (а ведь могло быть их много при такой страстной любви супругов).
Но о рожденных — тоже и о тех, которые еще обязательно родятся.
О жестокости и милосердии.
О вероломстве и возмездии.
О подлости и великодушии.
О женах, которые были способны ждать своих мужчин и по восемь и по десять лет, а то и всю оставшуюся жизнь...
Спектакль в постановке режиссёра Ирины Барской старательно воссоздает эпоху с её надрывной интонацией, с небогатым сельским застольем, с русской ядреной баней, с наивной верой, что война — только на три недели, ну, максимум, на полгода, как твердила лживая довоенная массовая агитация. А получилось-то вот как. Надолго выбиты люди из привычного рабочего ритма, оторваны от мирного мужского дела — сплава леса по сибирской бурной реке меж крутых скал, символически подсвеченных кровавыми сполохами (художник спектакля Игорь Черкашин).
Большая семья — три сестры (в роли Сони — Лариса Гранатова) да с мужьми (Иван — артист Владимир Куличенко), да племянница Женька (артистка Елена Бондарь), на которой все малые дети и дом, пока взрослые в полях... Жила бы да жила спокойной трудовой жизнью глухая сибирская деревенька, если бы не все эти проклятые войны — то гитлеровская Германия, то сталинский беспредел. Несмотря на то, что выкошены безжалостно даже самые маленькие населенные пункты по всей шестой части суши — и мужчины, и женщины, продолжается род людской.
И эта, главная мысль пьесы, отчетливо прослеживается в постановке молодого режиссёра (это третья работа актрисы Ирины Барской в качестве режиссёра). Актёры играют на пределе эмоционального подъема. Крайне убедителен Пётр (артист Дмитрий Баркевич). Когда он, прощаясь с домом, нежно касается... нет, не жены, табуретки, именно в этот момент и брызнули слезы, уже давно навернувшиеся на глаза отзывчивой публики. Одним жестом обрисована вся жизнь этого человека, который и дом построил, и сына родил, и дерево посадил, и табурет сам сколотил...
А вот теперь покидает все это. И мы -то понимаем сразу, что навсегда. Великолепная актриса Марина Шатова в роли тетки Нюры. После всех светских львиц, дам полусвета и сладских пасторальных барышень, которые ей доставались на протяжении всех пятнадцати лет работы в театре, эта роль — настоящий прорыв. Результат вдохновляет, перед нами — серьёзная, глубокая, гибкая, поистине драматическая актриса, способная несколькими точными штрихами создать незабываемый образ.
Хорошо. Саня, Ваня, Нюра — это все понятно, но при чем же здесь "Римас"? Откуда в глухой сибирской деревне взялся иностранец??? Образ соседа-литовца, человека честного и бесстрашного, который всю войну поддерживал семью Сани, тоже списан автором с натуры. Читаем в энциклопедии: "Депортации социальных групп и целых народов были постоянной практикой большевистского режима. Особенно эти процессы усились с начала 1930-х годов. Около 3,5 млн. человек были изгнаны из родных мест, многие погибли в пути. Более 800 тысяч депортированных оказались в Сибири. В результате здесь складывались совершенно особые межличностные и межнациональные отношения".
Вот откуда литовец под Иркутском. И "особые межличностные отношения" тоже присутствуют.
Кстати, Римаса играет заслуженный артист России Виктор Иванович Пушкин. И это последний (чуть ли не самый весомый) аргумент в пользу того, чтобы немедленно бежать в театральную кассу.
"Ваше право" 18 (465)2010 г.
Татьяна Чанова