Афиша Новости Люди История
Пресса Правила поведения Рейтинг Пилигрим
Гостевая Цены Вакансии Контакты
Литературные моноспектакли
главная /  пресса


«Теперь и тогда…»

  Премьеру спектакля по культовой пьесе мирового репертуара — «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса представил в прошлые выходные Комсомольский-на-Амуре театр драмы (режиссер — заслуженная артистка России Ирина Барская). После окончания представления зрители покидали зал притихшими и задумчивыми…
Теннесси Уильямс (1911-1983) — удивительно лиричный, нежный и трепетный автор. Две Пулитцеровские премии, две номинации на «Оскар» за сценарии к фильмам — далеко не все достижения этого классика американской драматургии. Мир произведений Уильямса настолько хрупок, что хочется сравнить его с одним из самых ярких символических образов его творчества — стеклянным зверинцем, этой мерцающей и переливающейся коллекцией хрустальных зверушек, глядя на которую так легко забыть о жестокости окружающего мира. Впервые пьеса была поставлена в Чикаго в 1944 году и с тех пор не сходила с киноэкранов и подмостков мировой сцены. Блистательные актеры играли и играют в этой пьесе — Кэтрин Хепберн, Кирк Дуглас, Джоан Вудвард, Джон Малкович, Алиса Фрейндлих, Марина Неелова…
Свою версию «Стеклянного зверинца» наши актеры сыграли на малой, камерной сцене, когда зритель — на расстоянии «вытянутой руки». Аскетичность декораций (художник Екатерина Ключник) — несколько стульев; на вешалке, среди пыльных старомодных пальто, — свадебное платье, которое так никто никогда и не наденет… Два часа наедине со сложными, неоднозначными персонажами Уильямса, проживающими на подмостках красивый, радужный, смешной и жестокий поединок между любовью, ненавистью, самоотречением и предательством. А решать нам, зрителям, что больнее — чувство долга или чувство вины?
Во многом автобиографичная, пьеса Уильямса рассказывает об отношениях в семье — мать, сын, дочь. Все повествование выстроено как воспоминание давно покинувшего дом Тома (актер Дмитрий Иванов) о беспомощной сестре Лауре (актриса Елизавета Азаренкова), о дружке по колледжу Джиме О’Конноре (актер Дмитрий Стертюков) и о вздорной мамаше, превратившей жизнь собственных детей в ад бесконечными причитаниями, нравоучениями и тупым беспочвенным оптимизмом (актриса Наталья Родина). Нелепые ужимки, глупое жеманство, уродливое кокетство — вот ее арсенал средств против собственных детей. Но если быть точнее — против их общих несчастий, против серости и беспросветности постылой жизни, против забвения и нелюбви.
А РЕШАТЬ НАМ, ЗРИТЕЛЯМ, ЧТО БОЛЬНЕЕ — ЧУВСТВО ДОЛГА ИЛИ ЧУВСТВО ВИНЫ?
Наталье Родиной удалось сыграть Аманду Уингфилд не только страшной эгоисткой, не желающей учитывать желания и чаяния детей, но и любящей матерью. Она без конца что-то тараторит, она неприятна, невыносима. От нее хочется сбежать. Но при этом она действительно хочет, чтобы сын и дочь состоялись. Другой вопрос, что ее представления об их счастье сильно разнятся с их собственными представлениями. И тогда сын-поэт, не желающий быть торговцем, просто сбегает. Остается сестра, не желающая смотреть на мир иначе, чем через призму цветного стекла. Остается мать со своей деспотичной материнской любовью и… больше ни с чем.
Пьеса задевает за живое. Каждый из нас когда-нибудь страдал от собственных комплексов, не находил в себе сил изменить свои серые будни или жил воспоминаниями о прошлом. Спектакль смотрится легко, в основном с улыбкой, но производит очень сильное, трагическое, глубокое впечатление и заставляет задуматься.
Надо ли забывать о себе, своих мечтах и помыслах, бросая жизнь на алтарь самопожертвования? Пронзительная жалость концовки. Задуваются свечи, пыльными чехлами накрывается мебель, снова раздаются эти звуки — далеких шагов по пожарной лестнице, скрипа рассохшихся дверей, — звуки навязчивых, тревожащих воспоминаний (звуковое оформление спектакля — Антон Трубянов). И ничего не исправить, прошлое невозвратимо, закончен рассказ о потерянном времени, о времени, когда можно было поступить по-другому.
КАЖДЫЙ ИЗ НАС КОГДА-НИБУДЬ СТРАДАЛ ОТ СОБСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ, НЕ НАХОДИЛ В СЕБЕ СИЛ ИЗМЕНИТЬ СВОИ СЕРЫЕ БУДНИ ИЛИ ЖИЛ ВОСПОМИНАНИЯМИ О ПРОШЛОМ
История, случившаяся с семьей Уингфилдов, происходит в 30-е годы XX века, но смыслы, вложенные в нее Уильямсом, позволяет ей оставаться перманентно актуальной. Теперь и тогда, всегда.
Татьяна ЧАНОВА